Константиновский дворец является не только архитектурной доминантой Стрельны, но и новым символом Санкт-Петербурга. В XXI веке идея Петра Великого сделать "Русскую Версалию" дипломатическим "окном в Европу" обрела зримое воплощение. Сегодня в заново отреставрированных залах Константиновского дворца регулярно проводятся важнейшие мероприятия на высшем государственном уровне, научные и политические форумы, корпоративные праздники, концерты, светские приемы, балы и модные дефиле. История Константиновского дворца. Начало работ по созданию дворцово-паркового ансамбля в Стрельне относится к 1715 году. Император Петр I задумал создать здесь парадную императорскую резиденцию, способную по масштабам и красоте затмить знаменитый Версаль. Понимая грандиозность задачи, Петр I всерьез подошел к выбору проекта. Именно поэтому разница между началом подготовительных работ в парке и закладкой каменного дворца составила пять лет. В 1716 году свой проект предложил Растрелли-старший - «ради пробы мастерства», как определил ему это задание Петр. Но, к сожалению, «проба» не удовлетворила самодержца. Император заказывает новый проект французскому зодчему Ж.-Б. Леблону. Знаменитый француз сделал проект всего ансамбля - Большого Стрельнинского Дворца с величественным каскадом, верхнего и нижнего парка, а на круглом острове напротив дворца - Замок Воды. Внезапная смерть мастера помешала реализации этого замысла в полной мере, однако 4000 человек уже начали напряженную работу по обустройству усадьбы: продолжалась прокладка каналов, разбивались аллеи, укреплялся береговой уступ, где должны были воздвигнуть дворец. Стремясь облагородить болотистые берега Финского залива, из южных стран в Стрельну привозили липы и вязы, клены и самшит, тис и яблони. И все же окончательным вариантом был признан проект итальянского архитектора Николо Микетти, который пообещал Петру устроить в Стрельне то, «чего еще не бывало на свете». По его проекту в июне 1720 г . был заложен Большой Стрельнинский дворец. Строительство начинается бурными темпами, однако уже год спустя внимание самодержца переключается на соседний Петергоф, который имел более выгодное географическое положение. Микетти покидает Россию, а его дело продолжают талантливые русские архитекторы М.Г. Земцов и П.М. Еропкин. После смерти Петра I к 1730-му году строительные работы окончательно прекращаются - дворец накрывают временной кровлей, а окна и двери заколачивают досками. Однако нехватка времени и средств не позволила закончить стройку. Еще сорок лет дворец, способный вместить весь царский двор, простоял пустым и бесхозным. На протяжении всего XVIII века дворец использовали только в хозяйственных целях: в огромных сухих подвалах-гротах хранились изысканные токайские вина, толк в которых знал еще Петр I. В конце XVIII века Стрелина мыза становится частным великокняжеским владением. В 1797 году император Павел I дарит ее своему второму сыну - великому князю Константину Павловичу. Так начинается «эпоха Константиновичей», которая длилась более века. Дворец обретает новую жизнь, настоящих хозяев и свое название. Новому владельцу - цесаревичу Константину Павловичу, дворец достался в плачевном состоянии. Вот как его описывают современники: «: на плитовых террасах и помостах укоренились толстые березы и осины: в окошках свистел ветер. Путешественник бежал сих печальных мрачных мест или останавливался единственно для вопрошения эха, которое три раза ответствовало из развалин:» Новый хозяин приступает к воссозданию Константиновского дворца и ставит перед архитектором А.Н. Воронихиным задачу - сохранить исторический облик здания в память о своем великом предке. По желанию цесаревича А.Н. Воронихин оставляет нетронутыми фасады, но меняет планировку самого дворца, создает лестничные спуски с Большой террасы в Нижний парк и предлагает свой вариант отделки гротов. Полному завершению намеченных работ помешал страшный пожар 28 декабря 1803 года, уничтоживший отделку большинства помещений. В связи с этой трагедией брат цесаревича император Александр I в начале января следующего года выделяет значительную сумму на восстановление дворца. К 1805 году Воронихина от работ отстранили. На смену ему пришел архитектор Луиджи Руска, который завершил труд многих зодчих, работавших в Константиновском дворце на протяжении всего XVIII века. Л. Руска создает интерьеры Центрального (ныне Мраморного) и Военного (Голубого), парадных гостиных в западной части дворца. По его проекту крыша дворца увенчивается башенкой бельведера, что явилось важным архитектурным акцентом, и Дворец, наконец, приобрел законченный силуэт. В.к. Константина Павловича часто можно было видеть на башенке бельведера, обозревающим окрестности в подзорную трубу. Являясь генерал-инспектором русской гвардейской кавалерии, Константин Павлович проводил на каменном плацу перед дворцом смотры и маневры подшефных полков, а в Военном зале принимал присягу будущих участников войны с Наполеоном. Поскольку прямых наследников у в.к. Константина Павловича не было, после его смерти император Николай I подарил усадьбу своему сыну в.к. Константину Николаевичу, которому в ту пору шел четвертый год. В столь нежном возрасте мальчик получил высокое звание генерал-адмирала. Около 30 лет в.к. Константин Николаевич находится во главе Военно-морского министерства, проводя реформы на флоте и перевооружая его; в течении 16 лет выполняет обязанности председателя Государственного Совета, стоит у истоков проведения реформ по отмене крепостного права в России. В 18 лет он стал президентом Русского географического общества, при нем были осуществлены многие морские экспедиции и кругосветные плавания. В 1848 году, когда великий князь уже был женат, его супруга в.к. Александра Иосифовна с жаром взялась за наведение порядка и уюта во дворце. Александр Гейрот, историк и литератор писал, что Александре Иосифовне удалось устроить «из угрюмого замка и окружавших его диких рощ действительно восхитительное загородное местопребывание». Помогли ей в этом знаменитые архитекторы Х. Мейер, А. Штакеншнейдер, Боссе. Были сделаны оригинальные выходы в виде чугунных «фонарей» из бельэтажа на Большую террасу, создана обходная галерея в западном крыле дворца. Таким образом, можно было непосредственно из комнаты на галерею, обойти часть дома и посетить другое помещение: через окно. В связи с тем, что дети хозяев нередко болели и по дворцу гуляли сквозняки, - пространство между колоннами в тройной аркаде было застеклено, и там был разбит зимний сад. В.к. Константин Николаевич, а затем после его смерти и в.к. Александра Иосифовна, возглавляли Русское Императорское музыкальное общество. В Константиновском дворце часто проводились концерты, спектакли и балы, в которых охотно участвовала вся великокняжеская семья. Гостями этих балов были такие знаменитости как И. Штраус, Н.А. Римский-Корсаков, А.Г. Рубинштейн, М.А. Балакирев, П. И. Чайковский и другие. 10 августа 1858 года у великокняжеской четы в Стрельне родился сын Константин, в будущем известный поэт, переводчик, подписывающий свои произведения криптонимом «К.Р.». В течение всей своей жизни он хранил в сердце теплые чувства к родовому гнезду и носил на груди ладанку с землей Стрельны. Именно здесь, в Константиновском дворце, расцвела поэтическая муза «К.Р.»: были написаны шестнадцать лирических стихотворений, многие из которых положены на музыку и впоследствии стали популярными романсами. В.к. Константин Константинович сделал военную карьеру, которую начинал, по желанию отца, на флоте. Будучи мичманом, в.к. Константин Константинович участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, заслужив боевой орден св. Георгия 4-й степени. Позже он перешел на службу в гвардейский Измайловский полк, вместе с которым сражался в Болгарии. Более четверти века великий князь являлся Президентом Российской Академии наук, а с 1910 года занимал должность генерал-инспектора военно-учебных заведений России. Его называли «отцом всех кадет». В 1892 году владелец усадьбы в.к. Константин Николаевич умирает и вплоть до 1918 года дворцом владеет его третий сын в.к. Дмитрий Константинович вместе с матерью в.к. Александрой Иосифовной. Последний владелец дворца слыл гостеприимным хозяином. Его частыми гостями были великие люди России: духовный наставник царской семьи Иоанн Кронштадтский, писатель Ф.М. Достоевский, певец Ф.И. Шаляпин, поэты А.А. Блок и А.А. Ахматова. Летом и осенью во дворце проживала большая семья его старшего брата Константина Константиновича. Здесь же находились и личные апартаменты их родной сестры Ольги, греческой королевы. После смерти мужа, Георга I Греческого, она стала чаще бывать в России, а в годы Первой мировой войны некоторое время работала здесь сестрой милосердия. Кстати, темы милосердия и благотворительности были близки и в.к. Дмитрию Константиновичу, который возглавил «Стрельнинское братство для ближнего» и помогал содержать местную пожарную дружину. Великий князь вошел в историю как знаменитый коннозаводчик, он вывел редкую породу лошадей. Разрушительную и беспощадную революцию Константиновский дворец встретил великолепием золоченых статуй и хрустальными звуками фонтанов. После расстрела большевиками последнего владельца - великого князя Дмитрия Константиновича, - начался процесс гибели дворца. Личные вещи августейших особ, книги, документы, богатейшая коллекция картин и керамики рассеивают по разным музеям, многие предметы утрачиваются безвозвратно. После революции в бывшей великокняжеской резиденции размещают школу-колонию, затем санаторий для нервных больных, а перед самой войной курсы усовершенствования высшего и среднего состава ВМФ. Во время Великой Отечественной войны в Константиновском дворце немцы оборудуют наблюдательный пункт. В результате массированных обстрелов и пожара от здания остался только каменный остов. В 50-е годы советские архитекторы приспосабливают дворец под учебно-административный корпус Ленинградского Арктического училища (ЛАУ). Комплексное восстановление дворца требовало колоссальных затрат, поэтому историческую отделку Мраморного и Голубого залов восстанавливают лишь частично. Понимая масштаб возможной потери, в 1990 году ЮНЕСКО включает этот уникальный архитектурный шедевр в список памятников всемирного исторического и культурного наследия, которым грозит полное разрушение. Но, несмотря на это, еще целое десятилетие велись тщетные поиски инвесторов, способных возродить Константиновский дворец. Еще несколько лет, и дворец превратился бы в кучу строительного мусора. К концу XX века резиденция, задуманная Петром Великим как дипломатическое «окно в Европу» и пережившая не одно поколение его знаменитых потомков, увенчанная гербом РСФСР, сменив множество безразличных владельцев, практически канула в небытие, находясь на последней стадии разрушения. Предотвратить гибель Большого Стрельнинского (Константиновского) дворца могло только чудо Государственный комплекс «Дворец конгрессов» Березовая аллея, д.3, пос. Стрельна, Санкт-Петербург, 198515 |